В создании этой статьи участвовала наша опытная команда редакторов и исследователей, которые проверили ее на точность и полноту.

В те дни, когда цифровая фотография еще не была обыденным явлением, существовало 2 способа получить изображение с фотопленки пленки: фотографии и слайды. Фотографии были результатом перенесения изображения на фотобумагу, а слайды – кадры на фотопленке, обрамленные картоном. С изобретением сканера, фотографии стало очень просто перевести в цифровой формат. С другой стороны, слайды отсканировать очень проблематично. Мы расскажем вам, как решить эту проблему и перевести ваши старые снимки в актуальный для 21-го века цифровой формат!

Шаги

Обратитесь к профессионалам

Сканер слайдов

Обычный сканер для документов

Сфотографируйте

    Сфотографируйте слайд. Расставьте диапроектор, экран, стойку для фотоаппарата и сфотографируйте цифровой камерой изображение на экране. Если на вашей камере есть ручная фокусировка, регулируя ее, добейтесь максимальной резкости.

    • Если ваша камера позволяет, попробуйте варьировать врем выдержки при фиксированном положении диафрагмы, а затем обработаете снимки в графическом редакторе, например, Phоtoshop. Разрешение по-прежнему будет не самым лучшим, но вы можете получить больший динамический диапазон.
  1. Сделайте стенд. Если ваш объектив позволяет делать снимки на расстоянии нескольких сантиметров до объекта, сделайте стенд, чтобы делать снимки с минимального расстояния. С зафиксированным фотоаппаратом вы сможете делать снимки, просто нажимая на кнопку. Почитайте в интернете о том, подходит ли ваша камера для копирования слайдов, например, на сайте: www.shotcopy.com/compatibility.htm Вооружившись знаниями, сделайте собственный стенд, если решите воспользоваться этим способом.

  • Фотомастерские просят 150 -300 рублей за оцифровку и ретуширование слайда. Это не означает, что вы должны тратиться на все слайды, но в некоторых случаях значимость снимка может значительно превышать стоимость обработки.
  • Смотрите, кому отдаете ваши снимки. В фотомастерской могут потерять или нанести непоправимый урон пленке и не будут нести никакой ответственности за это.
  • Найдите магазины, сдающие в аренду фотооборудование. Они могу сдавать профессиональные сканеры для фотографий и предлагать услугу бесплатные выходные – если вы берете сканер в аренду в пятницу, то возвращать его нужно будет только в понедельник.

Предупреждения

  • Некоторые компании отправляют фотографии для сканирования в другое место почтой. Это может быть дешевле, но в процессе перевозки слайды могут потерять, они могут пострадать от влаги и т.д.

Пленки со временем теряют цвет. Их надо спасать переносом в цифру.
Многие спрашивали, как переснять слайды дома самому с минимальными затратами, не покупая дорогой пленочный сканер и не отдавая пленки в лабораторию (ибо не факт, что будет лучше).

Рассказываю. Когда-то я писал об этом на одном тематическом форуме, но форум уже умер и был удален несколько лет назад (хотя Гугл по-прежнему продолжает выдавать ссылки на мои посты и даже можно еще найти титульную страницу с каталогом тем, но само содержимое постов по архивам мне найти не удалось). Восстановлю по памяти.

Итак, дело было много лет назад, когда у меня появился первый цифровой фотоаппарат Olympus Cаmedia C-460 ZOOM :


Отличная оптика (хоть и мыльница, но — стеклянная!) и всего 4 Мпкс на огромном по нынешним временам сенсоре. Сейчас на этой же площади легко размещают 15-20 мега говно пикселей , что совсем не улучшает картинку. Крупные пиксели даже при меньшем их количестве — это гораздо более мощный сигнал, гораздо меньше шума и, как следствие, хорошая картинка.

Почесав репу, решил не отходить от проверенных временем технологий, поэтому в основу процесса был положен труЪ классический стеклофон ™ (он же: дралоскоп™ , козлотрон ™ и пр.) системы неизвестного инженера:


перто в Тырнетах

В лавке стекольщика были заказаны 4 пары стекол удобного размера (примерно 30х50 см). Бережно принесены домой, чтобы без царапин (на пленке их и так хватает). Осталось дело за малым: отладить процесс фокусировки при отсутствии ручного фокуса. Для этого в режиме макросъемки было измерено расстояние от корпуса фотоаппарата до слайда на удалении, при котором слайд заполняет кадр впритык. Повторить? Короче, из черной-черной бумаги была сооружена специальная дудка (далее — "агрегат") для соблюдения постоянного расстояния между фотоаппаратом и слайдом.

Дальнейший процесс был до смешного прост. Все слайды извлекались из рамок и укладывались плотными рядами между стеклами. Было куплено 4 пары стекол именно для того, чтобы не тратить время на перезарядку в процессе съемки, а сразу подготовить 4 пакета по 70-80 слайдов в каждом.
Дальше стекло устанавливалось в стеклофон™. В качестве источника света (вместо лампы, как показано на фото выше) использовался установленный под углом 45° лист белой бумаги формата А5. Сама съемка производилась на балконе в летний полдень при ярком солнце (практически чистый белый свет).
Фотоаппарат фокусировался по первому кадру, а дальше без потери на повторную фокусировку производилась съемка с перемещением конструкции от слайда к слайду. Дальше небольшая чистка, и отправка в архив по годам.

Мама. Александрия, Египет, 1979 г., советская пленка "Свема":

Мне 9 лет. Я только что искупался в Волге. Очень холодно, пасмурно, моросил дождь. Быть на Волге и не искупаться?! Кострома, 1983 г., немецкая пленка "ORWO Chrom":

Съемка иллюстраций для книги , Вилково, 1996 г. Там и сейчас так. Там время веками стоит на месте. Немецкая пленка "ORWO Chrom", но очень быстро состарилась:

Велопоход по маршруту Умань — Первомайск — Южноукраинск с остановкой на 4 дня на р. Южный Буг (близ с. Курипчино), 1991 г. В стране путч, а мы разбавляет спирт родниковой водой и не знаем — мобилок же тогда не было. Я слева. Немецкая пленка "ORWO Chrom":

Если помните, то в я писал, что посетил нашу стоянку через 22 года и попытался по памяти воспроизвести старый ракурс. Слева — слайд 1991 года, справа — цифра 2013 года (мыльничка в аквабоксе):

Пробуйте, и у вас получится!

ЗЫ. По изготовлению "агрегата" и борьбе с возможными внутренними бликами в трубе подскажу. Есть ноу-хау. Можно и на зеркалку заточить девайс.

Станок для пересъемки негативов
Есть и работает! Не претендую на "супер", но станок - есть!
Готов переснимать негативы и слайды любого формата - от 18х24 мм до 6х9 см.
Вот так это выглядит в целом: привычный уже репродукционный станок для закрепления фотоаппарата, а под ним - ящичек. Понятно, что на станке сейчас не цифровая Соня, а пленочная Минольта - позирует для кадра.

Что за ящик?
Сверху на нем кадровая рамка от увеличителя Крокус - который с большой башкой (кажется, он называется Krokus 4 color SL). Рамку не трогал - хоть сейчас обратно в увеличитель.

Ящик - точно под посадочный размер этой рамки - стало быть, у кого другая рамка, то и размеры будут немного другие.

В этот ящичек я погрузил светодиоды. Выбрал на рынке белые, самые яркие, какие есть в этих типоразмерах.
Светодиоды называются BL-FL7680UWC, светодиод "Пиранья" белый 100" 6000мКд.
Оптом от 50 шт они идут по 7 с чем-то рублей, а по одному - около 17 р (Сегодня - в 2014-м году немного дороже).
Когда я принимал решение о способе подсветки негатива, то я колебался между матрицей, прямо светящей сквозь негатив, и подсветкой отраженным светом, меньшей яркости, но гораздо большей гарантированной равномерностью по плошади.
Я принял второе решение, хотя испытывал много сомнений по техническому воплощению. Наконец решил: это будет свет, направленный ОТ негатива на отражающую поверхность - белый лист бумаги.
И я стал делать линейки светодиодов по периметру негатива 6х9 см.


На длинной стороне сделал 8 светодиодов, на короткой - 6, всего потребовалось 28 светодиодов.
28 диодов в розницу или 64 - оптом - в одну цену. Я выбрал второй вариант...

Напряжение питания рассчитывал 12 вольт, чтобы можно было даже в автомобиле этим заниматься, если вдруг взмуркнется.
Основной клеящий материал - горячий силикон, и это видно по полупрозрачным "соплям" по краям светодиодных линеечек.
Все линейки соединил проводами, наклеил на платформу и платформу привинтил к ящику.
Сверху видно гнездо подключения блока питания 12 В. Кстати, максимум питания оказался около 14 вольт.
От 14,5 вольт светодиоды горят неимоверно ярко, но уже начинается перегрузка по потребляемому току.
Пока всё испытывал - один светодиод, к сожалению, RIP`нулся (Requiescat In Pace - покойся с миром)...
Пришлось его уже из линейки выпаивать и заменять.

Вот так это стало выглядеть

Присоединил блок питания 12 В. Яркость светодиодов видна из этой фотографии, где всё помещение нормально "обзирается", а светодиоды вот так превышают уровень окружающего света.

Теперь надо ставить рамку на ящик, на белую бумагу и пробовать?
Это временно так - с белой бумагой. Впоследствии ящик будет герметичным и никаких лишних белых бумаг не потребуется.

Вот и всё на данном этапе.
Теперь пара фотографий с действующего макета.

Прибавлю напоследок, что негативы снимал с линзой +3, потому что кольца только жду, уже заплатил.
Объектив Сони кит 18-70 и фокус, конечно, 70. ISO 100, диафрагма 10, выдержка колебалась от плотности негативов от 1/30 до 1/4 сек. Все инвертированные позитивы были слишком белые. Значит, нужна коррекция +1 стоп или больше, но эти эксперименты потом.
Цветовая температура светодиодов - около 8500 Кельвинов.
Много или мало - до пересъемки цветных негативов эта цифра ничего не говорит...
И ещё. Надо делать бленду - усеченную пирамиду из черной бумаги или др.материала и ставить её на кадровую рамку. Размеры - до среза объектива или даже чуть выше. Все предметы, лампы, фотограф - отражаются от стекла кадровой рамки и видны в пересъемке. Или нужен очень скромный окружающий свет.
Что осталось? Обклеить внутреннюю поверхность ящика белой бумагой или тонким пенопластом, сделать донышко первое, а между первым и вторым - собственный блок питания на 12 в. Он уже есть и готов собою пожертвовать. Ну, и пошпаклевать, пошкурить и покрасить снаружи. Каким цветом? Черным? Или ЗОЛОТЫМ???
Сергей.
Он же - Onemusician
Сегодня 2014 год. Скопировано около 2000 негативов. Вот некоторые из ИМХО удачных копий:

ч/б съемка 2012 года
(http://img-fotki.yandex.ru/get/6437/112621006.c/0_73ef9_c1567aa3_orig)

1970 год февраль. Наутро сестра выходит замуж

А это 1980 год, сестра гуляет с первой скрипкой симфонического оркестра под управлением Павла Когана (ныне, а тогда "скрипач" ещё в коляске) и кормит белочку

Старинное авто на улице Дамаска в Сирии, 1996 год

Так устройство выглядит сегодня, только проводов для всяких зарядных устройств и прочего питания многовато и вместо удлинительных макроколец специальный макрообъектив...

Увеличителя Крокус больше нет, с помощью болгарки и других слесарных инструментов он переродился в станок для репродуцирования всяческих документов. Долго мучился совестью, не хотел резать прибор, долгие годы служивший верой и правдой, но потом практицизм взял верх.

Принципиально на месте зеркальной камеры Сони или Минольта может быть любая другая, в т.ч. мыльница с макрорежимом. Только результат не гарантируется.

PS: будут вопросы по технологии, отвечаю. И за базар отвечаю.

Еще совершенно недавно высокой популярностью пользовались пленочные фотоаппараты. Они были единственным доступным способом запечатлеть памятные моменты нашей жизни, так как практически не имели аналогов. Но с развитием современных технологий пленочные фотоаппараты были заменены цифровыми, которые позволили каждому делать высококачественные снимки.

Кроме того, цифровая фототехника имеет ряд преимуществ:

  • возможность просмотра и редактирования кадра сразу после съемки;
  • более удобный видоискатель;
  • простая передача цифровых снимков на любые другие устройства;
  • широкие возможности постобработки фотографий и т.д.

Не смотря на все преимущества, некоторые профессиональные фотографы все еще используют пленку для своих работ. Они считают, что цифровой кадр не способен правильно передать цветовую гамму снимка и все мельчайшие детали, запечатленных на них объектов.

Сделанная на пленочную камеру, сначала должна быть преобразована в негатив, после чего ее можно будет распечатать на бумажном носителе. Данный процесс достаточно длителен и проблематичен без специального оборудования. Кроме того, при проявлении и печати фотоснимков используются вредные для человеческого организма вещества, с которыми необходимо уметь правильно обращаться.

Многие в своих фотоархивах держат не только распечатанные фотокарточки, но и их негативы. К примеру, после проявления пленки отпечатывались только те кадры, которые по мнению фотографа получились лучше всего, а остальные сохранялись на всякий случай. Если у вас остались такие негативы или , тогда их можно оцифровать с помощью специального сканера или фотокамеры.

Как из слайдов сделать фотографии в цифровом формате?

Есть несколько способов преобразования слайдов и негативов в цифровые фотографии:

  • С помощью специального слайд-сканера.
  • Используя обычный сканер.

Первый вариант является самым простым и качественным. Вам необходимо приобрести специальное устройство - слайд-сканер, к примеру, одну из таких моделей . Данное оборудование стоит достаточно дорого, так как в нем используется специальная технология устранения дефектов на слайдах, благодаря чему отсканированные кадры будут очень качественными.

Принцип работы слайд-сканера очень прост:

  1. Вставляете слайды или негативы в специальный лоток.
  2. Помещаете лоток в нишу на сканере.
  3. Устанавливаете комплектное ПО на компьютер и запускаете процесс сканирования.
  4. Указываете, стоит ли преобразовывать негативы к нормальной цветовой гамме.
  5. Получаете в цифровом формате снимки высокого качества, далее их можно с легкостью распечатать на бумаге.

При использовании обычного планшетного сканера качество снимков будет значительно ниже, он неспособен произвести коррекцию кадров, а мощности его лампы иногда недостаточно, чтобы максимально просветить кадр.

Процесс пересъемки негативов и слайдов на планшетном сканере:

  1. Кладете на стекло сканера слайды или негативы.
  2. Сверху на пленку кладете зеркало отражающей поверхностью вниз (можно сканировать и без него, но только некоторые принтеры имеют лампу,способную просветить кадр).
  3. Вместо зеркала можно попробовать разместить над пленкой лампу с матовым стеклом, которая сможет обеспечить равномерное освещение кадров во время сканирования.
  4. Запускаете сканирование на компьютере в максимальном разрешении.
  5. Вы получите фотографии из слайдов или негативов (для негативов в Фотошопе необходимо инвертировать тоновую кривую).

Для преобразования негатива в обычный снимок следует:

  1. Открыть отсканированный файл в Фотошопе.
  2. Перейти на вкладку «Тоновая кривая».
  3. Выбрать на ней линейную кривую.
  4. Перетащить в противоположные по горизонтали стороны кончики кривой.
  5. Перейти в раздел «Баланс белого» и выбрать пипеткой нейтральный цвет на кадре.
  6. Теперь можете откорректировать контрастность и яркость снимка.

Однажды моя семья попросила меня показать старые слайды. Нет, не те слайды, что хранятся в компьютере. А те, которые делались когда-то с помощью фотоаппарата на цветную позитивную пленку, и затем разрезались, вставлялись в рамки, и демонстрировались на экране (в виде белой простыни на стене) с помощью проекторов слайдов (диапроекторов).

Вдохновившись, я достал старенький диапроектор, подключил его к электрической сети (еще работает, ура!), на стене повесил экран. Достал старые слайды. Начал показывать…

Упс! Перегорела лампа в проекторе, все-таки техника старая. После некоторых поисков (снова ура!) нашлась запасная лампа. Заменил лампу, показ возобновился.

Но как-то скучно все идет. Непривычно. Медленно. Пока достанешь слайд из коробочки для слайдов, где, казалось бы, эти слайды лежат аккуратненько. Потом заменишь один слайд на другой. Затем уберешь просмотренный слайд на место. Время идет, зрители скучают…

После просмотра нескольких десятков стареньких слайдов становится понятно, что надо возвращаться к современному проверенному способу – к просмотру слайдов на компьютере. Но для начала надо понять, как провести оцифровку слайдов в домашних условиях. Ведь то, что запечатлено на стареньких слайдах, нет ни в каком другом виде. Только на слайдах (пластмассовая рамка с вставленным внутрь нее вырезанным из фотопленки кадром).

Что мы имеет для просмотра старых слайдов на фотопленке? Диапроектор и диаскоп (см рис. 1):

Рис. 1 Оцифровываем слайды дома: диапроектор (слева) и диаскоп (справа)

Диапроектор (на рисунке 1 слева) – показывает слайды в темноте на стену (на экран, повешенный на стену). А диаскоп (на рисунке 1 справа) предназначен для индивидуального просмотра слайдов: прикладываешь диаскоп к глазу, второй закрываешь, и любуешься в свое удовольствие представленной картинкой!

Что использовать для оцифровки слайдов?

Диапроектор сразу исключил из метода оцифровки, поскольку много мороки. Нужна темнота, хороший экран на стене (а не просто простыня!), ничего лишнего.

Попробую применить диаскоп. Вставляю слайд в диаскоп, направляю его задней стороной на лампу торшера (для равномерности освещения), беру в руки коммуникатор с функцией фотокамеры, прислоняю объектив коммуникатора, и на экране коммуникатора вижу изображение (опять ура!).

Отключаю функцию автоматической настройки съемки, вручную настраиваю только функцию «баланс белого цвета» (видимо, на старой фотопленке были не совсем «правильные» цвета), нажимаю на кнопку «сделать снимок», и вот уже изображение переснято, оцифровано и находится в коммуникаторе. После чего перекачиваю отснятые изображения из в компьютер.

Если есть цифровой аппарат

Аналогичным образом можно использовать любой цифровой фотоаппарат для оцифровки слайдов в домашних условиях. Если кто-то захочет использовать мой опыт, то сразу посоветую кроме ручной настройки «баланса белого цвета» использовать функцию «zoom» («наезд» или «приближение изображения»), поскольку таким образом можно убрать лишнюю окантовку и лишние круги, которые к сожалению фиксирует фотоаппарат вместе с полезным изображением.

У меня же в результате не использования функции «zoom» получилось изображение внутри черной окантовки – см. рисунок 2. Этот черная окантовка, конечно, мешает просмотру, раз, и уменьшает размер «полезного» изображения, два.

Рис. 2 Результат оцифровки слайдов с помощью диапроектора и коммуникатора

Убираем черную окантовку после оцифровки слайдов

В результате такой несколько неудачной пересъемки мне пришлось еще удалять эти черные окантовки. Кстати, и при использовании функции «zoom» черные окантовки или черные (темные) круги могут остаться, но быть меньше по размеру. Поэтому практически всегда после применения описанной технологии оцифровки слайдов желательно удалить лишние черные окантовки и черные (темные) круги и другие сопутствующие основному изображению помехи.

Для этого мне понадобилась простейшая программа, входящая в набор стандартных программ операционной системы Windows, – это Paint, который также называют графическим редактором Пайнт. Порядок действий следующий:

1. Открываем переснятое и перенесенное в компьютер изображение с помощью программы Paint, как показано на рис. 3: щелчок правой кнопкой мыши по изображению, и выбор из контекстного меню «Открыть с помощью», щелчок левой кнопкой мыши по этому пункту меню, выбор из дополнительного меню программы Пайнт.

Рис. 3 Убираем черную рамку на слайдах с помощью программы Paint

2. На вкладке «Главная» открывшейся программы Paint выбираем инструмент «Выделить» – см. рис. 4.

Рис. 4 Инструмент в Paint для выделения полезной части слайда

3. С помощью выбранного инструмента выделяем на картинке только ту часть, где находится основное изображение – см. рис. 5. Для этого ставим курсор мыши в левом верхнем углу выделяемой части изображения, нажимаем левую кнопку мыши, и, не отпуская ее, перемещаем курсор мыши в правый нижний угол выделяемого изображения. Затем левую кнопку мыши отпускаем, и на экране остается прямоугольник, окаймленный пунктирной линией, внутри которого размещается интересующее нас изображение.

Рис. 5 Выделяем полезную часть слайда (растягиваем рамку для выделения)

4. Копируем выделенную часть изображения в буфер обмена. Для этого перемещаем курсор мыши на значок «Копировать» и щелкаем по нему левой кнопкой мыши – см. рис. 6.

Рис. 6 Копируем в буфер обмена выделенную ранее полезную часть слайда

5. Затем щелкаем левой кнопкой мыши по кнопке главного меню программы Paint, расположенной в левом верхнем углу окна программы. В появившемся меню выбираем опцию «Создать», щелкаем по этому пункту меню левой кнопкой мыши – см. рис. 7.

Рис. 7 Создаем чистый лист для переноса отредактированного слайда

6. Изображение пропадет с экрана (ну и бог с ним, оно все равно было с черной окантовкой и черными (темными) кругами!), взамен появится маленький белый прямоугольник, куда мы затем вставим сохраненное в буфере обмена изображение. Для этого щелкнем левой кнопкой мыши по кнопке «Вставить» в левом верхнем углу окна программы Paint – см. рис. 8.

Рис. 8 Вставляем слайд из буфера обмена в программу Paint

7. Сохраненное в буфере обмена изображение (без черной окантовки и кругов) появится в окне программы Paint (Пайнт). Теперь это изображение нужно сохранить. Это и будет окончательный итог оцифровки стареньких слайдов. Для этого снова вспоминаем про кнопку главного меню программы Пайнт (левый верхний угол окна программы), щелкаем по ней левой кнопкой мыши, выбираем пункт меню «Сохранить как», далее выбираем «Изображение в формате JPEG» – см. рис. 9.

Рис. 9 Сохраняем окончательный результат оцифровки слайда

8. Наконец, указываем в какую папку и в какой файл поместить полученное в результате оцифровки изображение – см. рис. 10. На этом рисунке файл записывается в папку «03», расположенную на рабочем столе, а имя файла указывается «08».

Рис. 10 Выбираем папку на компьютере, задаем тип файла, даем имя готовому слайду и жмем на кнопку Сохранить

9. Вот, собственно и все. Окончательное изображение – см. рис. 11.

Рис. 11 Готовый слайд после его оцифровки и редактирования в Пайнте

Если не принимать во внимание, что надо достаточно много времени и сил, чтобы переснять все имеющиеся в домашнем архиве слайды старого образца (на фотопленке). А также надо потратить еще дополнительное время для последующей обработки переснятых подобным образом файлов, то предложенный вышеописанный метод оцифровки является вполне эффективным. Самое главное, он доступен, что называется, в домашних условиях.

Теперь можно старые слайды смотреть привычным образом, на экране компьютера. У старых слайдов открылось «второе дыхание», а у нас после их просмотра – новые эмоции и впечатления.

Получайте актуальные статьи по компьютерной грамотности прямо на ваш почтовый ящик .
Уже более 3.000 подписчиков

.